Александр Усков: «Рейтинговые системы хотят максимально опознать пользователя»

Александр Усков: «Рейтинговые системы хотят максимально опознать пользователя»

 

Владельцы сайтов наверняка заметили, что внешний вид счётчика Count Zero изменился, а вместе с ним — и вся система. И правда, в конце мая создатели рейтинговой системы объявили о запуске новой версии рейтинга, который теперь называется Zero.kz. Журналист Profit.kz встретился с отцом-основателем системы Александром Усковым, который рассказал о том, как развивался Zero.kz и какие новшества предлагает пользователям новая версия.

Известно, что Count Zero появился в 2002 году, и за 10 лет ресурс превратился в едва ли не главный рейтинг казахстанских сайтов. Однако на протяжении последних лет создавалось впечатление, что Zero может постигнуть участь некогда популярных сайтов, которые перестали развиваться и в итоге оказались на задворках истории. К тому же нестабильная работа сайта нередко выводила из себя веб-мастеров. В общем, перемены давно назрели. Создатели счетчика это явно понимали и в конце концов выдали новую версию, которая должна соответствовать реалиям текущего дня: Count Zero превратился в Zero.kz.

Мы встретились с Александром Усковым в офисе компании Neolabs, совладельцем которой он является. Непривычно видеть Ускова с длинными волосами и без банданы, которая фигурирует на доброй половине фотографий с ним. Александр выглядит уставшим: собственно, он просит извинить его, что не успел навести марафет ко встрече, поскольку прошлую ночь провёл на работе. Мы устраиваемся в комнате для переговоров, устанавливаем аппаратуру и начинаем беседу.

— Александр, расскажите, кому пришла идея создать рейтинговую систему? Когда это произошло? Кто участвовал в создании проекта?

— В 2002 году понадобился инструмент, который будет размещён локально на казахстанских IP-адресах, потому что тогда было популярно подключение «Казахстанский Интернет» от компании «Казахтелеком». Идею родили мы вместе с Димой Соломатиным (ныне директор алматинского филиала рекламно-производственной компании «А-стиль», основатель общественного объединения «Дайверы Казахстана» — прим. ред.), техническая реализация полностью легла на меня.

— Кому понадобилась система, был какой-то заказчик? Сколько времени заняла разработка системы?

— Начали развиваться сайты, мы тоже делали какие-то ресурсы, а считать нормально казахстанских пользователей было нечем. Первичная разработка от идеи до воплощения заняла дней 7-8. Другой разговор, что эту реализацию пришлось практически сразу уничтожить, потому что она не справлялась с нагрузкой, как только в нее вошли первые крупные сайты. В последующие годы базу, которая работала с 2002 года до последнего времени, только поддерживали и периодически оптимизировали.

— Когда вы разрабатывали рейтинг, брали пример с существующих систем?

— Следует отметить, что старый Count Zero — это был всё-таки именно рейтинг, и пользователей он считал очень опосредованно. Т.е. рейтинг строился и строится до сих пор по казахстанским хостам, по уникальным IP-адресам, потому что это единственный параметр, который технически очень сложно накрутить. В этом смысле он уникален. У каждого рейтинга свой метод ранжирования, кто-то его открывает, кто-то нет.

— Почему решили назвать систему Coun Zero?

— Ответ нужно искать в увлечениях отцов-основателей и их друзей, которые зачитывались романом классика киберпанка Уильяма Гибсона под названием «Граф ноль», в оригинале тот самый «Count Zero». Идея принадлежала Дмитрию Зимину, совладельцу форума «Все вместе».

— Кто были первые пользователи Count Zero?

— Одним из первых счётчик Count Zero разместил у себя на сайте game.online.kz (игровой сервер «Казахтелекома», сейчас — Gameworld.kz — прим.ред.) Влад Толмачев, а также телекомпания «Рика-ТВ». Тогда все разработчики сайтов были так или иначе знакомы друг с другом. Практически все крупные сайты вошли в Zero в первые месяцы его существования.

— Давайте перейдём к новой версии. О запуске Zero.kz было объявлено 29 мая на конференции i-Mix-2013. Хотя ещё в прошлом году вы рассказывали о том, что работы над новой версией идут полным ходом. Как долго работали над ней? Когда вы поняли, что необходимы перемены?

— После того, как счётчик начал отсчитывать больше 20 млн показов в сутки, старая технология уткнулась в свой потолок: можно было расширяться, но только за счёт оборудования, на котором всё это работало. Требовалась большая переписка кода. И почти 4 года шла наработка кусков, из которых сейчас собран новый Zero.kz.

— Я не совсем понимаю, зачем убрали из названия слово «Count». На мой взгляд, название было запоминающееся.

— Делали анализ, люди намного лучше знали ресурс именно как Zero.kz.

— Хорошо! Новую версию Zero.kz запустили, только куда делись стандартные отчёты, как то: источники трафика, отчёты по браузерам, разрешениям дисплея и т.д.? Пока мы только видим данные по хостам, посетителям и показам.

— До конференции iMix мы успели закончить только внутреннюю часть, сбор и обработку информации. Дело в том, что ресурс сейчас разнесён как клиент-серверное приложение, т.е. внешний вид сайта — это просто фронт-энд к движку, который собирает и выдает данные в виде отчётов. Внутренняя часть готова полностью, она будет дорабатываться и развиваться, приходится доделывать мелочи. Все стандартные отчёты по каждому конкретному ресурсу будут доступны в скором времени, но будет ли это публичный доступ — пусть решает владелец сайта. Сейчас пока на главной странице рейтинга для всего Казнета есть информация по браузерам, провайдерам, возрасту, географии и т.д.

Добавилось несколько видов отчётов: рейтинг новостей — Zero Trends — он будет дорабатываться, через месяц-полтора мы сможем предложить интересное решение. Мы не становимся агрегаторами новостей — это именно рейтинг. Легко можно отследить, что читают именно сейчас в Казахстане. Это один из коротких рейтингов.

— Однако, если не успели доработать фронт-энд, может стоило подождать с запуском?

— Старый Zero — именно рейтинг, как системой статистики им практически не пользовались, чрезвычайно редко. Когда мы решили показать рейтинг Zero.kz на i-Mix, этим самым мы как бы подстегнули себя, в том числе. Иначе мы ещё полгода тянули бы с доработкой. «Личный кабинет» должен заработать в течение полутора недель.

— Хорошо, давайте поближе посмотрим на главную страницу Zero.kz. Сразу бросается в глаза большой счётчик справа вверху, который показывает количество посетителей на казахстанских сайтах. Весьма любопытная информация. Далее под ним располагаются диаграммы по посетителям Казнета, статистика за 24 часа по браузерам, операционным системам, городам, странам и даже по полу и возрасту! Откуда берутся показатели по демографии?

— Мы берем данные с нескольких казахстанских ресурсов, обезличенный набор по клиентам. Также у нас есть самообучающийся алгоритм, который по поведенческим признакам выделяет пользователей.

— Насколько правдивы данные?

— Пока не до конца, но на них можно ориентироваться, по крайней мере — это более качественные данные, чем предоставляют некоторые исследовательские компании на нашем рынке. Они считают выборку на 1000 человек. У меня же подтверждённых данных на 300 000 казахстанцев.

— Вы ещё в прошлом году говорили, что собираетесь создать пакет услуг для рекламодателей, но столкнулись с тем, что рекламодатели затруднились ответить, какого рода отчёты их могут заинтересовать. Каким образом решали поставленную задачу?

— Это будет стандартный набор отчётов, к которому добавятся отчёты по некоторым поведенческим признакам: время, проведённое на сайте, глубина просмотра и т.п. Практически те же отчёты, что и для веб-мастеров, но отчёты будут сформированы так, как нас просили рекламодатели. Например, если мы раньше работали из расчёта «день» — для рейтинга это более чем достаточно, — то теперь все наши отчёты будут представлены в 4 вариантах и по трём срокам: день, неделя и месяц, отчёт по казахстанцам, общий отчёт, по мобильным пользователям и по казахстанским мобильным пользователям.

— Кстати, о мобильных устройствах. Вы говорили, что у вас появится отдельный раздел или целое приложение по мобильным устройствам. Сейчас данные считаются без разделения на типы устройств?

— Эти отчёты были и на старом Zero, сбор и агрегация данных работает, API-взаимодействие полностью отлажено, пока лишь не доделан интерфейс. Я думаю, эти отчёты будут особенно интересны для сайтов, которые заточены на мобильных пользователей. Хотя таких сайтов очень мало, это не выгодно. Правильнее писать сайты, чтобы они и на мобильных устройствах смотрелись нормально, и на стационарных. А если хотите полноценный функционал, нужно писать приложения (для мобильных устройств — прим.ред.).

— Раньше данные рейтинга обновлялись раз в 15 минут, сейчас — гораздо реже.

— Да, большая часть отчётов обновляется раз в 1 час. Просто-напросто мы всё ещё работаем над оптимизацией работы с большими данными, поэтому пока, чтобы гарантированно успевать, мы отрабатываем обновление раз в час. После полного запуска всей системы, генерации всех отчётов, в том числе заказных, займёмся оптимизацией времени. Не факт, что вернёмся к периодичности раз в 15 минут, но у нас появятся отчёты, которые происходят онлайн.

— Что раньше нередко раздражало, так это частые отказы в работе старой версии, Count Zero был нередко недоступен. Как решаете эту проблему?

— Если раньше проект, по большому счёту, был моей технической игрушкой — захотелось мне что-то сделать — Count Zero может «полежать», — то сейчас мы держим Zero.kz как один из основных проектов в нашей компании. Сейчас другие методы работы, другая ответственность. От форс-мажора никто не застрахован, но новая система более отказоустойчива.

— Вы сказали, что Zero был своего рода игрушкой. Т.е. вы на нём не зарабатываете? Планируете монетизировать систему?

— Этот проект до сих пор не принёс ни копейки. В планах продавать отчёты по пересечению аудитории, различные варианты слежения за трендами под заказ; квартальные, полугодовые и годовые отчёты о Казнете и пользователях. Публичные отчёты можно будет использовать в презентациях, а отдельные глубокие отчёты планируем продавать.

— Сейчас вы позиционируетесь как рейтинг казахстанских сайтов, и в то же время в отчётах есть аудитория, которая заходит на наши сайты не только внутри нашей страны, а и со всего мира. Как насчёт планов выйти за пределы Казнета?

— Принципиальные планы есть, переделка Zero.kz — это не просто ребрендинг, не просто смена дизайна, — это концептуально новый продукт. Некоторые технологии, которые использовались ранее, остались неизменными больше 10 лет. Но проект сейчас заточен на производительность, а не на скорость. Отчёты стали генерироваться заметно дольше, но при этом на тестах система выдерживает увеличение нагрузки на 4000%. В общем, идея такая есть — но пока только идея.

— Не будет ли мешать сам бренд Zero.kz продвижению за рубеж?

— Zero.kz останется казахстанским рейтингом. Не стоит забывать, что помимо бренда, рейтинга и системы статистики — это технологии, которые можно запускать и под другими брендами.

— Что планируете добавить в систему? По вашему мнению, как будут развиваться рейтинги и счётчики в будущем?

— Сейчас практически все подобные системы идут в одну сторону: они хотят максимально опознать пользователя, причём независимо от того, вышел ли он со своего рабочего десктопа или со своего телефона или планшета, но при этом не опознать его настолько хорошо, чтобы не нарушать приватность пользователя. В ближайших планах — разработка унификации пользователей, которые имеют несколько устройств доступа.

Сегодня по тем методикам, по которым мы считаем, в Казахстане порядка 12 млн пользователей, но это нереально. Дело в том, что много людей имеют по несколько устройств: смартфон, планшет, на работе ноутбук или десктоп — по 3-4 устройства, с которых они ходят по сайтам. Главная задача, после основного завершения текущих работ, — выработка алгоритмов объединения этих пользователей.

— А что насчёт безопасности данных, которых в базе Zero накопилось более чем достаточно?

— Мы стараемся максимально не собирать информацию, которая может показаться нам потенциально опасной для владельца ресурса. Несколько раз бывало, что некоторые финансовые структуры немного ошибались при разработке своих ресурсов и к нам начинала поступать закрытая информация. Подобные вещи мы постоянно мониторим, и это вопрос доверия к нам, к ресурсу, который 12 лет работает. Никаких претензий по поводу некорректного поведения ресурса не было. На более активном контроле стоят ресурсы, где задействованы деньги. А по поводу безопасности самих пользователей всё очень просто: вся информация, которая приходит к нам, она полностью обезличена. Мы принципиально не собираем полную информацию, хотя подобная возможность есть. Именно для того, чтобы не иметь возможность случайно её потерять или выпустить в свет. По конкретному пользователю узнать что-то очень сложно.

— И напоследок: ваше личное восприятие, как изменился Казнет за последние 10 лет?

— Казнет для меня, особенно как для одного из разработчиков Zero.kz, делится на две категории: есть пользователи Казнета и есть сайты Казнета. Сайты росли достаточно планомерно, за последние 3-5 лет на наш рынок начали приходить международные ресурсы, такие как Slando и «Нур». Также в последние 2 года стало заметно появление ресурсов на казахском языке — то, чего практически не было раньше. Я раньше говорил, что если Казнет определять как Рунет, то весь Казнет — это полтора десятка сайтов. А сейчас в день 2-3 сайта создаются/регистрируются, активно началась разработка именно на казахском языке.

Что касается пользователей, то здесь мы тоже наблюдаем планомерный рост, связанный в первую очередь с удешевлением/упрощением доступа в Интернет. Первый локомотив был в лице «Казахтелекома» с «Мегалайном», который подстегнул развитие пользовательской аудитории. И с переходом на 3G покрыты почти все регионы.